Перевозка птицы железнодорожным и водным транспортом, перегон.




Птицу перевозят в клетках в обычных товарных вагонах, которые предварительно очищают и дезинфецируют, а также в багажных вагонах. Перед погрузкой в вагон клетки группируют по видам птицы.

Гусей, уток и индеек можно грузить напуском. До начала погрузки птицы в железнодорожные вагоны дверь вагона с одной стороны закрывают наглухо и вдоль продольной стороны его устанавливают 30 клеток (6 рядов по 5 ярусов). У другой продольной стенки вагона по обе стороны открывающейся двери ставят 20 клеток (4 ряда по 5 ярусов). Вдоль каждой торцевой стенки устанавливают 1 ряд клеток в 5 ярусов, а посредине вагона — 50 клеток (5 рядов по 5 ярусов в две линии с проходом посредине).

Клетки, установленные в ярусы, скрепляют прибиваемыми к полу и потолку стойками, а между клетками устанавливают распорки толщиной не менее 7 см.

При перевозке гусей, уток и индеек напуском вагон оборудуют сплошными настилами и птицу размещают в 2 или 3 яруса. Каждый ярус перегорожен посредине (вдоль вагона) на две части и оборудован двумя кормушками и одной поилкой, которую устанавливают между кормушками двух смежных отделений.

При устройстве третьего яруса необходимо учесть наличие люков и предусмотреть для них соответствующие ограждения.

При перевозке птицы в железнодорожных вагонах дверь и люки закрывают наглухо, а в теплое время года для вентиляции с одной стороны вагона люки оставляют открытыми. Дверь открывают только на остановках. Люки в вагонах должны быть ограждены решетками.

Птицу в пути кормят 3 раза в сутки: утром, в полдень и вечером. Для кормления птицы, размещенной в клетках, применяют деревянные или жестяные корытца, прикрепляемые на время кормления к ящикам. Корм уткам и гусям, размещенным в вагоне на настилах, задают в корытах.

Кур, цыплят, уток и индеек кормят влажными мешанками, а гусей — замоченным зерном. После кормления птицу обязательно нужно поить. Вода должна находиться перед птицей до следующего кормления. Последнее кормление проводят за 3—4 ч до прибытия на место назначения.

На станции назначения проводник предъявляет транспортному ветеринарно-санитарному надзору для просмотра все сопроводительные документы и составленные в пути следования акты и извещает о прибытии птицы получателя (птицекомбинат), который обязан немедленно выгрузить птицу.

Птицу сдают по счету, живой массе и видам. Остатки кормов и инвентарь проводник обязан сдать получателю птицы по накладной. Клетки, кормушки и прочий инвентарь тщательно очищают, дезинфицируют и возвращают отправителю.

Птицу можно перевозить на баржах и специально оборудованных судах. Порядок и ветеринарно-санитарный надзор в пути те же, что при транспортировании птицы по железной дороге. При перевозке по морю нужен запас пресной воды.

Перегон птицы. Из всех видов домашней птицы перегонять можно только гусей. Перегон разрешается до наступления холодов (при температуре не ниже 0 °С) на расстояние не свыше 60 км со скоростью не более 8—10 км в сутки. Отбирают здоровых, хорошо развитых птиц. Взвешивают и разделяют на партии в 250—300 голов.

Кормить гусей следует во время остановок три раза в день. Во время перегона через каждые 3 ч гусям предоставляют отдых примерно на 2 ч, по возможности вблизи водоемов. В жаркие дни гусей следует перегонять только утром и вечером; днем при сильной жаре птицы должны отдыхать около водоемов, в защищенной от жары и ветра местности.