Перевозка птицы автотранспортом.




При перевозке автотранспортом клетки с курами и утками устанавливают не менее чем в четыре яруса, а клетки с гусями и индейками — не менее чем в три яруса.

При установке клеток с птицей на автомашины необходимо в первом ярусе клеток, расположенных на платформе кузова машины, оставлять один ряд свободным для лучшего воздухообмена. Когда клетки устанавливают на автомашину грузоподъемностью 3—4 т, то в первом ярусе оставляют свободным средний продольный ряд, а при установке на платформы автомашины грузоподъемностью 2—2,5 т не заполняют средний поперечный ряд.

Клетки первого яруса укрепляют рейками или досками, чтобы они не перемещались по дну кузова. Когда птицу перевозят автотранспортом на дальние расстояния, то в пути ее кормят и поят через каждые 6 ч. Последнее кормление и поение должны быть не позднее чем за 3—4 ч до прибытия к месту назначения. Оптимальными считают расстояние перевозок 45—50 км и срок пребывания птицы в транспортной таре — 4-5 ч. Во всех случаях следует соблюдать рекомендуемую плотность посадки птицы в транспортную тару.

При малой плотности посадки птица во время транспортирования перемещается по клетке и в результате ударов о стенки и о другую птицу получает механические повреждения. При большой плотности посадки она быстро переутомляется, что приводит к увеличению количества павшей птицы.

Оптимальное количество птицы, которое можно разместить на 1 м площади транспортной тары, определяется размером птицы и ее массой. Общим правилом при размещении птицы в транспортную тару является следующее: птица не должна иметь свободы перемещения, т.е. ее посадка должна быть достаточно плотной, каждая птица должна иметь возможность разместиться на полу сидя.

Плотность посадки птицы на 1 м площади пола транспортной тары (клетки) должна быть не более следующих норм: цыплята-бройлеры — 35, цыплята — 45, куры мясных пород — 20, куры яичных пород — 35, индейки—8, индюшата — 12, цесарки — 35, цесарята — 45, утки — 18, утята — 25, гуси — 8, гусята — 12 голов. При температуре наружного воздуха выше 25 °С плотность посадки птицы в транспортную тару должна быть снижена на 15—20 %.

В контейнерах птицу доставляют в специализированном автотранспорте с комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ.

Так, контейнер РЗ-Ф429 для перевозки птицы представляет собой каркас, сваренный из квадратных труб, с ограждением из прутка. Контейнер имеет пять ярусов, каждый из которых разделен поперечной перегородкой пополам. Поддоны всех пяти ярусов выполнены сплошными и при выгрузке птицы выдвигаются. Контейнер снабжен четырьмя колесами, в том числе двумя поворотными.

Для загрузки контейнеров в автомашины используют автопогрузчики, для разгрузки — электротали и электропогрузчики. При подаче на разгрузку контейнеры завешивают на напольных весах и устанавливают над загрузочной горловиной транспортного конвейера. Выгружают птицу из конвейера, последовательно выдвигая поддоны, начиная с нижнего яруса. Транспортный конвейер подает птицу к месту взвешивания на подвески пространственного конвейера. Контейнеры после разгрузки подвергают санитарной обработке, после чего электропогрузчиком грузят на автомашину.

Специализированный автотранспорт должен обеспечивать сохранность и нормальное состояние птицы на всем протяжении перевозки, а также защиту птицы от атмосферных осадков, мороза, солнечных лучей и ветра. Лучшие условия для перевозки птицы можно создать в изотермическом кузове. При перевозке на небольшие расстояния и удовлетворительной организации приемки птицы на птицеперерабатывающем предприятии, т.е. когда прибывшая машина с птицей быстро разгружается, приемлемые условия обеспечиваются при использовании простого крытого кузова с жалюзи или окнами для вентиляции.